Умберто Эко. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике

Марк Гурьев, Polaris
5 декабря 2006 16:18

Продолжается публикация на русском языке научных работ мэтра европейской словесности, философии, семиотики, теоретической эстетики, культурологии и прочая, и прочая, писателя и публициста, столпа и живого символа гуманитарной мысли ХХ века, почетного профессора ведущих университетов мира — Умберто Эко.

Один из создателей науки о знаках, Эко еще в далеких пятидесятых-шестидесятых, в разгар яростных философских споров и эстетических сражений, сам стал знаковой фигурой прогрессивных устремлений тех представителей мировой ART элиты, которые подвергли сомнению традиционную систему восприятия художественного произведения. Манифестом этих устремлений стал доклад Умберто Эко "Проблема открытого произведения", прочитанный на XII Международном философском конгрессе.

Однако не он вызвал шквал эмоций и критических откликов, а опубликованная в 1962 году книга "Открытое произведение", являющаяся попыткой "систематического очерка концепции открытости". Сам автор хотел назвать эту работу "Форма и неопределенность в современной поэтике", однако его издатель Валентино Бомпиани настоял на "Открытом произведении", и, таким образом, намек на манифест превратился в подлинный манифест, определивший во многом дальнейшее развитие европейской эстетической и философской мысли.
Неслучайно настоящее издание снабжено очень интересными предисловиями, рисующими достаточно полную картину контекста эпохи, породившей феномен "открытости", а также представляющими историю создания и публикации книги, но, главное, развернутое описание и анализ критики и откликов на "очерки", взорвавшие "отставшую" от искусства аксиологию и теорию восприятия.
Весьма показательно, что в книге, приведшей в мыслительное движение силы, которые создадут условия для всего того, что впоследствии назовут "постмодерном", само это слово вы не встретите. Я обращаю внимание на этот факт для того, чтобы круг замкнулся и стало понятно: конечно, НИКАКОГО ПОСТМОДЕРНА НЕТ. Есть — новые механизмы восприятия художественных произведений. И именно о них идет речь в книге Умберто Эко. Поэтому — любое произведение ОТКРЫТО, будь то картина кисти старых мастеров или образец итальянского литературного неоавангарда, или трансляция футбольного матча.
Любое произведение может быть ПРОЧИТАНО по-разному, музыкальное — с языковой точки зрения, словесное — с визуальной, изобразительное — с точки зрения теории информации.
Подчеркнем: книга Эко исключительно интересна смелостью подхода и новизной мышления, а ведь это, по признанию автора, "до-семиотическое" произведение. Оно, вообще, "до-…". До — Ролана Барта, Жака Деррида, Жана Бодрийяра и многих других революционеров эстетики. До — всего того, что в корне изменило аксиологию современного искусства, поднявшего ценность комиксового рисунка до уровня картины Рафаэля.
Именно так — "открытое произведение" уравнивает в правах Автора и Читателя, в правах на СОЗДАНИЕ произведения.
По Эко, Читатель становится полноправным агентом поэтики. Отметим также, что книга читается намного легче произведений того же Барта или Фуко. Содержание, живость стиля, примеры — все противостоит тяжелому академизму, несмотря на всю философскую, смысловую начиненность текста. Итак, очерки:
- Поэтика открытого произведения
- Анализ поэтического языка (эстетический ситмул и эстетическая ценность)
- Открытость, информация, коммуникация
- Открытое произведение в изобразительном искусстве
- Случайность и сюжет
- Дзен и Запад
- О способе формообразования как отражении действительности
В приложении — очерк "О возможности создания эстетических сообщений на языке Эдема", о котором замечено самим автором: "Естественно, сейчас кто-нибудь может спросить меня, смог ли бы я заново написать "Открытое произведение" в свете моих семиотических экспериментов, и показать, наконец, как действует пресловутое устройство. Насчет этого я выскажусь весьма неосторожно и решительно. Я это уже сделал. Я говорю об очерке "О возможности создания сообщений на языке Эдема"… Там только двадцать три страницы, но не думаю, что к этому можно еще что-нибудь добавить".