http://www.fashiontime.ru/reading/books/918879.html
Умберто Эко «Пражское кладбище» (Corpus)
Эко отмечает свое 80-летие выходом нового романа – самого скандального из тех, что им написаны. "Пражское кладбище" – это тетрадь-дневник, который ведут по очереди два человека (или это один человек, страдающий от шизофрении? Секрет). Он посвящен "Протоколу сионских мудрецов", верней, созданию этой псевдоисторической фальшивки, более века возбуждающей нездоровую часть общества.
Главный персонаж – Симоне Симонини, жулик высокой пробы, зарабатывающий подделкой документов и "сливом" информации спецслужбам и отдельным людям. По версии Эко, он и написал "Протоколы", соорудив этот текст из собственных детских страхов, слухов, фантазий и подслушанного бреда. Симонини ненавидит все живое, но больше всего – женщин и евреев. Впрочем, немцев и французов он также выносит с трудом. Единственная его страсть – это кулинария. Еда заменила Симонини секс, любовь, творчество – жизнь как таковую. Симонини плетет интриги, убивает, лжет, каждый раз мысленно возвращаясь к богатому столу и винной карте.
В новом романе Эко много мистики, еды и поп-культуры. По идее, больше всего там должно быть евреев, так как книга, в общем, про них, однако, являясь главным героем, еврейство присутствует в тексте будто бы за кадром: здесь постоянно и на любой лад склоняют этот народ, но опосредованно. Это лишь добавляет зловещего абсурда общей картине – тому, как работает конспирологический бизнес.
Вовлеченные в большую политику, связанные между собой ничтожные и не слишком, глупые и умные, но определенно циничные, нелепые и смешные в своей серьезности персонажи тратят время и силы на игры, смысл которых – в создании образа врага.
Враг этот, еврейство и сионизм, идеально подходит для управления массами. "Пражское кладбище" – толстенный, на полтысячи страниц, роман, подробнейший, иногда не очень легкий для чтения, и в то же время невероятно увлекательный, набитый фактами, домыслами, написан так, что верится с трудом – неужели это сочинил наш современник?
Притом "Пражское кладбище" – не архаичный текст, но весьма своевременный. Впрочем, тому виной многовековая актуальность темы. И все-таки, несмотря на мощный культурный слой и основательные игры разума, эта книга – вполне себе массовый продукт, верней, балансирующий на грани, – как обычно у Эко.
От высокого к низкому: в "Пражском кладбище" не только плетут нити заговоров и делают политику Европы – здесь много едят, с подробными рецептурными выкладками; сочиняют адские небылицы в духе бульварных романов, ввязываются в невероятные авантюры. Кто-то верно сравнил "Пражское кладбище" с последним фильмом Вуди Аллена "Полночь в Париже" – действие книги так же плотно населено реальными историческими персонажами, и главнейший среди них, не считая Фрейда и Эжена Сю, – Александр Дюма, присутствующий, впрочем, не менее опосредованно, чем евреи. Умберто Эко обожает Дюма, и, надо сказать, его кумиру "Пражское кладбище", думается, пришлось бы по душе.
Нюанс:
– В Италии "Пражское кладбище" вышло тиражом 200 тысяч экземпляров. На сегодня мировые продажи достигли нескольких миллионов, она держится на первом месте в рейтингах Италии, Испании, Бразилии, Мексики и других стран.
Отрывок:
"Какое-то парижское или, хуже того, пьемонтское место брать было нельзя – перепроверят. Оставалось отправить моих иезуитов в труднодостижимую даже для пьемонтских тайных служб точку. Известную только по легендам. Но иезуиты, божеские подлипалы, умеют пролезть везде и повсюду. Их загребущие пальцы дотягиваются и до стран, исповедующих протестантство.
Подделка документов требует солидной документальной подготовки. Вот почему я вечно в библиотеках. Библиотеки обворожительны. Как будто на перроне, мелькают в глазах названия экзотических стран. Вроде и вправду путешествуешь. И я нашел в одной книге очень красивые картинки еврейского кладбища в Праге. Заброшенное кладбище с двенадцатью тысячами обелисков, и так-то уж тесное. Однако памятников явно должно было быть больше. В течение столетий покойники там скучивались буквально один над другим. Там нет новых захоронений. Некоторые доски восстановили. Теперь это неровная толпа памятных досок, накрененных на все четыре стороны. Возможно, что сами евреи натыкали их в этом беспорядке, поскольку им чужды понятия гармонии и красоты".